Михаил ГОЛОВАНОВ: «Спасать медицину – лечить человека»

Несмотря на общие болячки российского здравоохранения, в каменской медицине работают специалисты, достойные уважения и признания. Главный врач онкодиспансера и депутат Заксобрания Михаил Голованов считает так не только в канун профессионального праздника. День медика – всего лишь повод поговорить о том, чем живет важнейшая отрасль.

 

- Михаил Юрьевич, и все же - впереди третье воскресенье июня. Что для медиков самое отрадное в свой праздник?

- Признание. Когда общество и пациенты признают врача, любого медицинского работника человеком, достойным большого уважения. Наверное, это самое главное.

Уважаемы и нужны все профессии. Но лишь медик имеет дело с самим человеком: одни доктора лечат и спасают его тело, другие специалисты - душу.

- Но разве можно уважать медика априори, только за принадлежность к сфере здравоохранения?

- В любом обществе, где порядок с экономикой и население удовлетворено здравоохранением, докторов уважают уже за то, что выбрали эту непростую профессию, взяли на себя ответственность за жизнь и здоровье других людей. В Европе и большинстве стран мира врач с дипломом и званием – высоко оплачиваемый специалист. За рубежом наши коллеги зарабатывают в 5-10 раз больше.

Когда же здравоохранение само нуждается в оздоровлении, в прогрессивных переменах, уважение пациентов начинает концентрироваться на конкретных профессионалах, на медиках, которые при всех неурядицах в здравоохранении остаются верны клятве Гиппократа.

- Много таких в Каменске?

- Большинство. В тяжелые года, которые пережил город, в здравоохранении практически не осталось случайных людей. Они не нашли сил пережить маленькие зарплаты при высочайшей напряженности труда. Медики, для которых призвание – не просто формулировка, остались и трудятся по сей день.

Городское здравоохранение потеряло в 90-е годы целое поколение врачей. В больницах и поликлиниках сегодня работают либо специалисты околопенсионного возраста, либо молодежь. Среднее звено – лишь 10 % вместо 40%.

Нехватка кадров – это отсутствие конкуренции в медучреждениях. А она необходима в медицине, жесточайший профессиональный отбор – важнейшее условие качественного здравоохранения. Но говорить о лучших можно, когда есть выбор. Для этого нужно, чтобы молодежь шла в медицинские вузы, чтобы выпускники пополняли медучреждения.

- Для современного поколения гораздо важнее, чем медикам старой закалки, материальный стимул. Чем же завлекать их в медицину при невысоких зарплатах?

- К счастью, ситуация меняется. 15 лет назад оперирующий хирург зарабатывал меньше электролизника на УАЗе. Конечно, работа на вредном производстве должна быть высоко оплачиваема. Но рабочий не спасает жизнь, он не учился 8-10 лет, чтобы получить допуск, как хирург. Сейчас средняя зарплата врача вдвое выше средней по промышленности. Это не означает, что каждый врач зарабатывает в 2 раза больше, чем рабочий. Но общая тенденция – правильная.

Уверен, когда медики уйдут хотя бы в трех-четырехкратный отрыв по зарплате, закроем вакансии в медучреждениях, появится конкуренция в профессиональной среде, а следом вырастет качество здравоохранения.

- Что еще необходимо для качественного скачка медицины?

- Повысить ответственность людей за свое здоровье и на государственном уровне поднять финансирование здравоохранения.

Когда врачам пеняют: не доглядели, не долечили - давайте, как говорится, «на себя оборотимся». Сколько людей гробят свое здоровье курением, алкоголем, элементарной санитарной безграмотностью и наплевательским отношением к своему здоровью – обращаясь за помощью на запущенных стадиях заболеваний, когда давление или «сахар» зашкаливают, палец потемнел или нога уже отказала? Во всем мире болеть – дорого, здоровый образ жизни дешевле.

- Вы имеете ввиду страховую медицину? Ну, так в США, к примеру, система медстрахования действует, однако количество страдающих ожирением это не сокращает.

- По расходам на здравоохранение Америка – один из мировых лидеров. Однако система оказания медицинской помощи в США – не лучшая в мире, далеко не все американцы имеют медполис.

Россия строила государственную модель медицинского страхования, ориентируясь на Германию. Там медицинская страховка стимулирует застрахованного следить за своим здоровьем. Не тратить страховые деньги и накапливать их – выгодно.

Страховка в Германии по сути – банковский счет, на который клиент вносит определенную сумму. Если застрахованный не болеет, на взносы начисляется процент. Потому что деньги работают, как в российских негосударственных пенсионных фондах. Страховая компания инвестирует средства в акции, строительство и другие прибыльные проекты. Плюс различные бонусы, к примеру, бесплатная стоматология, оздоровительная поездка или еще что-то.

- Почему же у нас такая система не действует?

- Россия сделала один шаг – ввела медицинское страхование, обязательное и добровольное. Но «зависла» на следующем шаге – персонификации страховых счетов. У нас нет личных счетов, средства медицинского страхования размыты в системе здравоохранения.

- Скорее всего не от хорошей жизни?

- В США государственный бюджет здравоохранения в 2017 году составил 15,7% от ВВП страны, в Германии – 10,4%. В России доля расходов на здравоохранение по отношению к ВВП была 3,6%. На последней пресс-конференции президент Владимир Путин поставил задачу вдвое увеличить совокупные расходы государства на медицину в 2019 году.   

А пока, по словам министра здравоохранения, медицинский норматив государства на одного россиянина составляет около 12 тыс. руб. в год. Столько страна может себе позволить тратить на здравоохранение. Как говорится, сколько денег, столько песен.

- В Каменске каков масштаб цифр?

- На все здравоохранение - порядка 2 млрд руб. в год. А потребность в два-три раза выше. Именно поэтому мы отстали почти на четверть века. С начала 90-х до 2003 года – вообще потерянное десятилетие. С 2003 года начались целевые инвестиции в оснащение и ремонты медучреждений. Но нагнать упущенное непросто.

К примеру, подняли на современный уровень сердечно-сосудистый центр: сконцентрировали ресурсы, отремонтировали, оснастили новейшим оборудованием, освоили передовые технологии стентирования, тромболизиса и другие, ради которых прежде каменцы ездили в Екатеринбург и Москву. Сейчас, вполне объяснимо, переместили фокус внимания на другие медучреждения. Но ведь сосудистый центр не перестал нуждаться в обновлениях и ремонтах, нужно поддерживать и развивать его материально-техническую, кадровую базу.

- При всех неурядицах в здравоохранении каменцам есть за что поклониться людям в белых халатах. Что пожелаете коллегам в праздник, Михаил Юрьевич?

- В первую очередь, здоровья. Любви к профессии и верности непростой стезе медика. Человеколюбия и сострадания. Невозможно врачевать не сострадая. Нет нужды горестно вздыхать и заламывать руки у постели больного. Надо просто помнить, что пациент – такой же человек, как ты сам, твои родители и дети, близкие и любимые. И лечить не болезнь – человека.

Елена ЖУКОВА.