Михаил ГОЛОВАНОВ: «Я свободен!»

Нынче 31 мая здравомыслящее человечество в 30-й раз отмечает Всемирный день без табака. Эта дата утверждена в календаре важнейших дат в 1988 году по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Статистика, на которую опираются специалисты ВОЗ, ужасает. Ежегодно от последствий пагубной привычки на планете умирают около 7 миллионов человек, в их числе – миллион россиян. Медики прогнозируют, что через 5-6 лет ежесекундно в мире будет умирать один курильщик.

31 мая у людей, не расстающихся с сигаретой, есть шанс вернуть себе жизнь. Как сделали немало каменцев, поборовших никотиновую зависимость. В их числе – Михаил Голованов, главный врач онкодиспансера и депутат областного Заксобрания.

 

- Михаил Юрьевич, как появились в вашей жизни сигареты и как поставили на них крест?

- Закурил, как многие студенты, в институте в 1989 году. Но 11 ноября 1996 года бросил сигареты и забыл о них на 8 лет. В 2004 году  возглавил онкодиспансер, окунулся в рабочие проблемы. И вновь купил сигареты.

Выкуривал меньше пачки в день. Но однажды вдруг осознал, что стараюсь иметь запас сигарет: пачку – в кармане, вторую – в автомобиле. Это была явная психологическая зависимость. А мне не нравится чувствовать себя несвободным.

7 ноября 2015 года я оставил никотиновый период жизни позади. В ноябрьские праздники 2015 года уехал на охоту на два дня. Сигареты кончились в первый же день, шестого ноября. Следующий день охотились с друзьями, много ходили пешком, домой вернулся поздно и подумал: сутки спокойно обошелся без сигарет – смогу и дальше. Сейчас совершенно уверен: больше не закурю.

- Как держитесь?

- Если человек решил расстаться с сигаретами, он сломает эту зависимость. Тяжело первую неделю, месяц. Но потом организм сам начинает помогать: исчезает табачный запах изо рта, перестают пахнуть волосы, появляются другие симптомы оздоровления. И человек понимает, что он все дальше от самоуничтожения. Что он свободен от зависимости. Это придает силы.

Сыграл свою роль и финансовый фактор. Я подсчитал, что за год трачу на сигареты не менее 30 тысяч рублей, а порой – и больше. То есть отрываю деньги от семьи и на эти средства гроблю собственное здоровье, пополняя карманы производителей и продавцов табачной отравы.

Были и еще более принципиальные причины для отказа от курения. Как я, руководитель медучреждения, могу бороться с курением в коллективе и среди пациентов, если сам курю? Мне важно было доказать, что отказаться от сигарет – не геройство, а реально возможный здравый шаг.

- Как медик скажите, что происходит в организме курильщика?

- Наверняка все видели, насколько черна изнутри печная труба. Примерно так же выглядят дыхательные пути и бронхиальное дерево курильщика. Потому что человек вдыхает дым с множеством вредных микроскопических частиц и ядовитых веществ. В составе никотина – около 4000 химических соединений, это опаснейший яд.  

- При этом статистика убеждает, что более 20% курильщиков не представляют опасности табака. Хотя Всемирная организация здравоохранения повсеместно трубит о том, что более 50% курильщиков умирают от рака легких, остальные – в результате хронического бронхита, ишемической болзени сердца. В списке данных ВОЗ – более 25 заболеваний, летальность которых усугубляет курение.

- Антитабачная пропаганда должна мотивировать людей к здоровому образу жизни. Но я убежден, что нужны и действенные ограничения. Не запреты, а меры, снижающие доступность сигарет, вейпов и электронных сигарет, кальянов – в первую очередь для молодежи. Нужны барьеры, ограничивающие возможность курения в общественных местах, спасающие людей от пассивного курения.

В Европе очень дорого – купить пачку сигарет. К тому же некоторые страны уже ставят производителям жесткие условия по упаковке. К примеру, все марки сигарет должны выпускаться в пачках неприятного коричневого цвета. Или иллюстрироваться убедительными изображениями ужасных последствий курения. Требование оправданное. Уверен, молодому курильщику не очень-то приятно достать в компании такую пачку, а тем паче предложить из нее сигарету другу или девушке. 

- Михаил Юрьевич, как законодатель, как оцениваете меры по борьбе с курением?

- Закон о запрете курения в общественных местах действует в России с 2013 года. Но государство на этом не останавливается. В этом году расширен перечень мест, где за сигарету можно заработать штраф. Например, нельзя курить возле больницы или поликлиники, санатория и прочих медучреждений. В запретном списке - школы и другие образовательные учреждения, организации спорта и культуры, госструктуры и учреждения власти. Лифты и лестничные площадки отныне тоже недоступны курильщикам.

Перечень ограничений – внушительный. Но России все равно далеко до остальных стран, где за нарушения «антитабачного» закона предусмотрены санкции, пока немыслимые для нас. Просто сравните: российский курильщик, пойманный «на месте преступления», может получить штраф в 1500 рублей или просто замечание – если впервые попался в общественном месте. А в Объединенных Арабских Эмиратах курение в неположенном месте «стоит» миллион дирхамов или 270000 долларов, за злостное нарушение можно вообще на два года попасть в тюрьму. В Индонезии тоже предусмотрено лишение свободы на полгода или штраф до 5500 долларов. В Европе самый высокий штраф за курение ввела Ирландия – 3000 евро, примерно такой же – в Греции.

Понятно, уровень жизни в России тоже не дотягивает до Эмиратов, Великобритании или Японии. Но суть-то штрафа для российской власти – не казну пополнить, а образумить курильщиков, которые игнорируют не только свою жизнь, но и здоровье окружающих. С этой точки зрения, перегнуть законодательную «палку» невозможно.

 

Елена ЖУКОВА