Губернатор начинает революцию. Четвертую.

  • slider
  • slider
  • slider

 

Свердловская область начинает четвертую промышленную революцию. Губернатору области направлен на рассмотрение пакет документов, подписание которых выведет «Индустрию 4.0» на региональную орбиту.

В эпицентре важнейших событий оказался вице-спикер областного Заксобрания Виктор Якимов, который назначен председателем общественного совета партийного проекта «Локомотивы роста».

 

- Виктор Васильевич, давайте по порядку: что такое четвертая революция, «Индустрия 4.0» и как с ними связаны «Локомотивы роста»?

- Вместе со всем миром мы уже шагнули на порог четвертой промышленной революции. Это наступление роботов и дронов, взамопроникновение искусственного и человеческого интеллекта, интеграция реального и виртуального мира. Облачные технологии, криптовалюты, биопринтеры для печати «запчастей» человеческого тела и другие приметы «Индустрии 4.0» - почти повседневная реальность. Первой ступенью к ней был переход от ручного труда к машинному во второй половине 18-го века. Затем мир совершил вторую промышленную революцию, освоив электричество и конвейерное производство. В 20-м веке появились компьютеры и началась эпоха информационных технологий.

Четвертая промышленная революция и новая мировая реальность стали темой всемирного экономического форума в Давосе в прошлом году. Почти одновременно партия «Единая Россия» утвердила федеральный проект «Локомотивы роста». Его цель – развитие инновационной экономики России во взаимодействии с крупнейшими национальными компаниями - локомотивами роста. В Свердловской области координатором федерального проекта назначен генеральный директор АО «НПО автоматика» Андрей Мисюра, возглавляющий отделение работодателей Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей. Меня коллеги избрали председателем общественного совета партии, который курирует реализацию проекта в регионе.    

- Известно, что на днях вы обсуждали «Локомотивы роста» с вице-губернатором Алексеем Орловым.

– Мы представили презентацию партийного проекта, где сформулированы задачи, представлен анализ экономики Свердловской области, определены опорные предприятия, финансовые ресурсы и механизмы реализации проекта. Наряду с презентацией подготовлен проект указа губернатора «Об отдельных мероприятиях по созданию условий для развития производства технологий, относящихся к четвертой промышленной революции» и письма руководителям госкорпораций «Роскосмос», «Росатом», «Ростех», АО «Корпорация тактическое ракетное вооружение».

- О чем, если не секрет, проект указа губернатора?

- Прежде всего в документе определен перечень технологий «Индустрии 4.0», которые предлагается развивать в приоритетном порядке и соответственно финансировать. Это обработка больших объемов данных; моделирование и симуляторы; облачные вычисления; интернет вещей; дополненная и виртуальная реальность; беспилотные транспортные средства; распределенная база данных; нейротехнологии; двигатели на сжиженном природном газе; умный электрический транспорт; умная городская инфраструктура; системы искусственного интеллекта и превентивной диагностики; технологии освоения космоса и дистанционного зондирования земли; технологии для проведения работ в сложных климатических условиях Арктики.

Чтобы раскрутить в регионе маховик четвертой промышленной революции, необходимо также создать координирующий и инжиниринговый центры, подготовить законодательную базу. Это также предусматривается в проекте указа.

- С какой целью обращение к руководителям госкорпораций?

- Важно, чтобы предприятия Свердловской области, входящие в корпорации, включились в реализацию проекта и стали теми самыми локомотивами роста – базой для развития технологий и производства продуктов «Индустрии 4.0». В Каменске три базовых предприятия – УПКБ «Деталь», ПО «Октябрь» и завод «Исеть».

Речь не идет о строительстве новых производств или цехов. В Свердловской области достаточный потенциал для инновационного развития. Нужна политическая воля, поддержка государства и эффективная организация технологического прорыва. При этих условиях вполне реально за два-три года поднять долю оборонного комплекса в структуре региональной экономики с 10 до 20 %. И в перспективе решить задачу, которую ставит перед оборонщиками президент: довести соотношение военных технологий и технологий двойного применения до уровня 50 на 50 %. Сейчас мощный интеллект оборонных предприятий занят сопровождением текущего производства. Надо вовлечь специалистов-профессионалов в актуальные научные, опытно-конструкторские исследования. И подключить к этой работе молодые мозги.

В промышленной революции мы делаем ставку на 9 вузов Екатеринбурга; 90 колледжей, техникумов и прочих профессионально-технических учреждений образования в муниципалитетах региона; а также на огромное количество кружков и секций, где с малых лет ребята осваивают робототехнику, механику и электронику, программирование, конструирование и моделирование. Образовательные организации и технические кружки должны стать центрами притяжения молодежи и вовлечения ее в освоение технологий «Индустрии 4.0».

- Кстати, о дефиците профессиональных, инженерных кадров шла речь и на последнем заседании областного союза промышленников и предпринимателей. Вы ведь тоже были его участником, Виктор Васильевич?

- Совершенно согласен с ректором УрФУ: Виктор Кокшаров очень образно призвал промышленников и бизнесменов к совместной подготовке кадров. Хлопать в ладоши можно только двумя руками, заметил Кокшаров. Сфера образования дает будущим профессионалам базовые знания. А потребители трудовых ресурсов должны быть заинтересованы приглашать студентов на практику на договорных условиях, помогать им с выбором практических тем для курсовых и дипломных проектов, назначать опытных кураторов и руководителей проектов.    

- Кадры решают все. Но успех инноваций, доведение идеи до серийного производства невозможны без денег. И даже при всех этих составляющих бизнес может потерпеть фиаско – задавленный недобросовестной конкуренцией или просто отсутствием государственной стратегии.

- Наглядная иллюстрация тому – отчет Минсельхоза за 2016 год, представленный в Госдуму. Это был год рекордного урожая зерна – 131 млн тонн. Экспортный зерновой потенциал России - 40 млн тонн. При этом страна до сих пор закупает мясо, молоко и другие продукты за рубежом. Это нелогично. Потому что 60 % зерна – фуражное, которое должно идти на корм скоту и «производить» то самое мясо и молоко, которое мы закупаем. И это совершенно иной уровень передела. Килограмм мяса обеспечивают 5 кормовых единиц зерна. Как говорится, почувствуйте разницу: килограмм мяса дороже пяти килограмм зерна.

Аналогичная картина - по другим показателям. Селянами закуплено 20 тыс. единиц техники, из них импортной – 70 %. Почему за бюджетные деньги – субвенции и дотации – по нашим полям ездят американские и европейские тракторы? Тем более в ситуации, когда Америка и Евросоюз «воспитывают» Россию санкциями. Не разумнее ли, к примеру, довести до ума и «до серии» производство уральского электрического трактора, который по разным причинам «не пошел» на Уралвазгонзаводе, и освоить производство остальной необходимой     техники?

Деньги на импортозамещение в регионе есть. В Свердловской области действуют восемь различных финансовых фондов поддержки и развития промышленности, предпринимательства, венчурных инвестиций. В 2016 году объем финансирования составил 3,076 млрд руб, в 2017 – 2,957. Это достаточные средства, чтобы ежегодно решать по две-три приоритетные задачи импортозамещения и освоения «Индустрии 4.0».

- Что же мешает?

- В Свердловской области «зеленый свет» «Локомотивам роста» будет дан в ближайшее время. Надеемся, что и федеральное правительство как можно скорее поделит Россию на сферы компетенций - определит каждому из 83 регионов страны уникальную специализацию с учетом промышленного, природного, социально-культурного потенциала. Территориальная «карта наступления» - необходимое условие для промышленной революции.

 

Елена ЖУКОВА.

общественное мнение

Геннадий МОИСЕЕВ В общественно-политическую жизнь города я включился в конце 80-х годов и могу сравнивать управленческие системы социализма и рыночного времени, а также оценивать перемены в финансовом механизме муниципальной жизни.