ЛИЦЕНЗИЯ НА ЛЮБОВЬ
Парламентская солидарность – ключ к решению одной из самых болезненных коммунальных проблем. Вице-спикер городской думы Александр Кукарин при содействии уазовских депутатов Анны Соломеиной и Владимира Горенкова встретился с директором алюминиевого завода и рассказал о мытарствах каменских зоозащитников, которые на собственном энтузиазме и при поддержке неравнодушных горожан обеспечивают кров и пропитание бездомным и покалеченным животным. Виктор Кожевников вник в непростую ситуацию и обещал помочь.
Любая поддержка зоозащитников – необходимое, но не единственное условие для спасения «шариков» и «мурзиков» от голода, холода и живодеров, равно как и защиты каменцев от злобных собачьих стай. Основа мирного сосуществования людей и животных в Каменске - здравые законы в этой сфере, которые несколько лет не могут принять депутаты Госдумы и Заксобрания, а соответственно, и местного парламента, чья деятельность определяется верховенством государственного и регионального законодательства.
Требуются … конкуренты
«Собачья эпопея» Александра Кукарина началась года три назад, когда зоозащитники обратились к депутату за помощью в разрешении внутрикорпоративного конфликта с приютом «Я живой». Среди неравнодушных любителей четвероногих, движимых самыми благородными побуждениями, до сих пор нет абсолютной консолидации. Причины разные. Но сегодня важнее то, что ради общего дела многие из них переступили через себя и взаимные претензии. Именно с ними депутат Кукарин пришел в управление городского хозяйства (УГХ) на совещание, которое провел начальник управления Яков Барбицкий.
Главной темой разговора стал контракт, который муниципалитет уже второй раз заключил с иногородней организацией по отлову безнадзорных собак. Коммерсанты из города Сары Челябинской области, выигрывающие аукцион, по рассказам каменских зоозащитников, действуют немыслимыми методами. Кастрация псов по живому, без наркоза, в неприспособленных условиях – картинка скорее из фильма ужасов, чем иллюстрация к исполнению муниципального контракта. Невозможно поверить, что люди способны на такую жестокость. Но о гуманности в организации отлова, перевозки, содержания и выгула собак в таком контексте вопрос даже не возникает.
Съездив в Сары, каменские зоозащитники забили в набат, начали писать во все инстанции – в УГХ, прокуратуру, ветстанцию, Роспотребнадзор. Добились того, что фотографии отловленных псов начали размещать в интернете – чтобы у хозяев потеряшек был шанс вернуть их домой. Именно это спасло Гришу – добродушного пса с основной работы Александра Кукарина. Лохматый охранник был не любитель сидеть на цепи, за что и поплатился.
- Вернули Григория из Челябинской области через две недели с серьгой-номерком в ухе. Прокол, видимо, не обрабатывали – ухо на жаре загноилось. Теперь сидит Гриша с висящим ухом на цепи, но рад, что из тюрьмы вернулся, - рассказывает депутат.
О подобных фактах рассказывали и зоозащитники: собаколовам гораздо проще выполнить контракт за счет прикормленных, дружелюбных собак, чем спасать Каменск от неадекватных зверюг. Проблема также – вызвать спасателей из соседней области для оперативной нейтрализации действительно угрожающей людям псины или стаи озверевших собак.
В таких ситуациях и жителям, и муниципалитету гораздо проще было бы решать вопросы с местными собаколовами. Но пока у челябинцев нет конкурентов. УГХ может заключать контракты только с юридическими лицами. Все это начальник управления Яков Барбицкий детально разъяснил зоозащитникам. Ответив на множество вопросов, он акцентировал, что УГХ стремится к максимальной открытости своей работы для общественного контроля, особенно в такой социально резонансной сфере, как отлов и содержание бездомных животных.
Сами каменские зверюхоспасатели не готовы тягаться с челябинскими собаколовами. Потому что одно из первостепенных условий для выполнения непростой миссии – наличие оборудованной площадки для содержания животных. Пока разобщенные волонтеры пристраивают спасенных собак и кошек где только могут: в подворьях своих коттеджей, в садах или просто в квартирах.
Сочувствующих среди каменцев немало. Александр Кукарин знает предпринимателей, которые жертвуют на прокорм четвероногих по 7-15 тысяч, а также тех, кто регулярно покупает бесхозным бедолагам еду. В их числе – и депутат. Геркулес, кости и прочие собачьи лакомства, которую он возит в одну из передержек, «адресные»: сердобольные соседи из двора на ул. Героев Отечества, где живет семья Кукариных, скидываются для «своих собак». Во время строительства многоэтажек сторожа прикормили трех собак. Стройка завершилась, а любимицы нарожали щенков. Зима тогда выдалась суровой, и немалое потомство оказалось дома у Кукариных. Настя, супруга депутата, уговорила неравнодушных знакомых собрать деньги на стерилизацию, а потом пристроила собачью компанию на передержку. Жители, привыкшие к животным, продолжают конвертировать свою ответственность за них хотя бы в виде корма.
Решая сиюминутные задачи по спасению «братьев наших меньших», Александр Кукарин, возглавляющий в городской думе комитет по законодательству и местному самоуправлению, смотрит на проблему безнадзорных четвероногих гораздо шире.
- Оборудование площадки для содержания животных позволит выстроить вокруг нее цивилизованную работу зоозащитников. Но не менее важно поменять отношение каменцев к собакам и кошкам – хозяева должны ощущать всю полноту ответственности «за тех, кого приручили», - убежден депутат Кукарин. - Откуда берутся бродячие коты и собаки? Из квартир, где они оказались не нужны. А потом такие горе-владельцы возмущаются «антисанитарией» в жилье сердобольных «кошатников» и «собачников», подбирающих брошенных животных.
Навести порядок, по мнению парламентария, способна регистрация животных. Об этом и других сторонах «собачьей проблемы» Александр Кукарин беседовал с коллегой из Госдумы Александром Петровым во время его последнего визита в Екатеринбург. Представляющий Свердловскую область депутат активно работает над многострадальным законом об ответственном обращении с домашними животными.
Госдума думает
В первом чтении законопроект «Об ответственном обращении с животными» депутаты Госдумы одобрили в 2011 году. С тех пор в документ подготовлена не одна сотня поправок, которые по сей день остаются на бумаге. Не исключено, что это к лучшему. Вряд ли владельцы домашних животных обрадовались бы ежегодному налогу на содержание собак в размере 1 тыс. руб., правда, для кастрированного животного предлагалось сократить налог до 100 руб.
Законопроект вводил обязательную регистрацию животных и позволял ограничивать число четвероногих жителей в многоквартирных домах, запрещал содержать собак на балконах и выгуливать больших псин подросткам младше 14 лет. Предлагалось законодательно обязать владельцев собак выводить их на прогулку, вооружившись пакетом и совком – чтобы не загаживать территории общего пользования.
Наряду с множеством здравых и необходимых поправок в законопроект подготовлено немало корректив, которые большинством собаководов наверняка были бы встречены в штыки. Между тем за границей такие ограничения и условия – норма. Например, правила содержания животных в многоквартирных домах жестко прописываются сразу при постройке. Чтобы завести четвероногого компаньона, почти везде требуется разрешение власти – как правило, в виде лицензии, обязывающей вживлять питомцу электронный чип, ежегодно платить налог на животное, регулярно показывать его ветеринару и вакцинировать.
Эти и другие новшества все еще не вступили в законную силу. Причина – столкновение законодателей с мощным лобби охотников, производителей кормов и медикаментов. Об этом на заседании в середине июля заявила председатель парламентского комитета по экологии и охране окружающей среды. Ольга Тимофеева провела встречу с лидерами зоозащитных организаций, где объяснила, почему рассмотрение законопроекта вычеркнуто из повестки пленарного заседания 18 июля и сдвинуто на осеннюю сессию. Тайм-аут понадобился, чтобы окончательно отшлифовать документ в сотрудничестве с общественниками и экспертами, а также дать время правительству подготовить пакет подзаконных актов, без которых закон – что автомобиль без колес.
Последний срок, назначенный Госдумой для принятия закона, который спасет бездомных животных от жестокости и гарантирует гуманные способы регулирования их численности, - середина октября.
Цена жизни - чип
Без базового федерального закона буксуют в законотворческом процессе и депутаты областного Заксобрания. В январе 2017 года они создали специальную рабочую группу, чтобы откорректировать региональный закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак».
В этой группе работает и каменский депутат Михаил Голованов. Он напомнил, что закон действует в регионе с 1 сентября 2017 года, но до сих пор не однозначно регулирует некоторые важные вопросы. В частности, стоимость услуг собаколовов в Верхнем Тагиле превышает аналогичные затраты в Красноуральске почти в 40 раз, транспортировка одной собаки в Верхней Пышме в 75 раз дороже, чем в Карпинске, эвтаназия животных в Екатеринбурге в 38 раз дороже, чем в Карпинске.
«В регионе нет единых нормативов затрат на услуги по отлову, транспортировке, кастрации (стерилизации), эвтаназии отловленных безнадзорных собак, утилизации их трупов, аренде, оборудованию и содержанию помещений для размещения пунктов временного содержания отловленных животных». Такой вердикт вынесли депутаты Заксобрания на июльском заседании комитета по региональной политике и развитию местного самоуправления, в котором работает депутат Михаил Голованов.
Проанализировав практику работы собаколовов, парламентарии также сошлись во мнении, что для некоторых дельцов нажива становится гораздо важнее участи бездомных животных и безопасности граждан. Такие подрядчики не должны побеждать в тендерах и получать бюджетные деньги.
Обсуждая социальную сторону многогранной проблемы безнадзорных животных, депутаты комитета по региональной политике и местному самоуправлению вышли на принципиальные, основополагающие вопросы.
- Что значит - безнадзорное животное? Пока это неопределенное понятие, - считает Михаил Голованов. – Поставить точку в этом вопросе может чипирование – по сути, паспортизация собаки или иного животного путем введения под кожу микросхемы размером с рисовое зернышко. Такой чип содержит информацию, которая позволяет идентифицировать животное и найти его хозяина. Чипированная собака, случайно попавшаяся собаколовам, будет возвращена хозяину, правда, ненадлежащий надзор за своим любимцем обернется ему штрафом.
Судьбу нечипированных животных депутатам еще предстоит всесторонне обдумать и обсудить с зоозащитниками и экспертами-специалистами. В любом случае, убежден Голованов, исходить надо из соображений гуманности. С этой точки зрения, вряд ли можно назвать актом гуманности эвтаназию безнадзорного животного после полугода передержки в специальной «тюрьме», где вряд ли станут создавать «смертнику» нормальные условия. Стоит ли растягивать мучения, если дикое животное отловлено при помощи специального ружья со снотворным? Разве не гуманнее умертвить собаку сразу, пока она не отошла от наркоза?
- Чипирование решает многие проблемы. Оно делегирует по адресу ответственность за животное – его владельцу. Когда каждый собаковод и заводчик осознают свои обязанности по отношению к четвероногому члену семьи, убавится головняков у зоозащитников и муниципальной власти. Ужесточение ответственности за содержание домашних животных сократит потребность в приютах для животных, снимет болезненную необходимость регулировать численность бездомных собак и кошек, наверняка улучшит состояние городской среды и в конечном итоге – сэкономит и без того дефицитные бюджеты муниципалитетов и региона. Главное – это повысит безопасность людей. Безответственная любовь к животным не должна создавать угрозу для окружающих, - прогнозирует последствия чипирования Михаил Голованов.
По мнению депутата, обязанность чипировать щенков должна быть законодательно прописана прежде всего для заводчиков. Технически запустить этот процесс поможет масса механизмов, к примеру, обязательность чипирования при выдаче ветеринарных паспортов или вакцинации животных.
- Что касается собак и кошек, не приносящих дохода, просто радующих своих хозяев, их чипирование должно быть максимально доступным, а еще правильнее - вообще бесплатным. Поскольку это государственное полномочие, логично предусмотреть на его исполнение средства областного бюджета. От муниципалитетов потребуется лишь оборудовать пункты чипирования и организовать процесс так, чтобы у населения не возникало затруднений и претензий, - свое мнение Михаил Голованов намерен высказать на очередном заседании в Заксобрании, где пойдет речь о совершенствовании законодательной базы по отлову и содержанию животных.
Елена ЖУКОВА,
советник председателя городской думы