КАК ВЕРНУТЬ АВТОБУС МУНИЦИПАЛИТЕТУ?

В Каменске-Уральском нужно менять организацию работы общественного пассажирского транспорта, который вызывает у горожан множество нареканий.
Как это сделать и что для этого необходимо? Решение злободневной проблемы обсудили депутаты городской думы.
Ограниченная ответственность частника
В думе состоялось заседание комитета по городскому хозяйству. В нем приняли участие председатель комитета Александр Кукарин, депутаты Алексей Гаврилин и Сергей Чижов, а также заместитель председателя думы Сергей Гераскин. Для серьезного разговора пригласили первого заместителя главы города Владимира Горенкова и начальника отраслевого органа по городскому хозяйству Елену Чернову.
Муниципальные руководители, в чьем ведении находятся пассажирские перевозки, солидарны с горожанами и депутатами: ситуацию необходимо менять. Вкратце они проинформировали думцев о текущем положении дел.
Транспортным обслуживанием каменцев сегодня занимаются два общества с ограниченной ответственностью: «Экспресс-Сити» и «ТехноПром». Они обеспечивают автобусное сообщение на 13 маршрутах, включенных в муниципальный реестр регулярных перевозок. Один маршрут из реестра до сих пор не закрыт автобусами. На «пятерку», чей маршрут «Чкалова – Московская», не позарился на конкурсе ни один перевозчик. Несмотря на то, что муниципалитет предлагал подрядчику работу по нерегулируемому тарифу.
В прошлом году, реагируя на потребности пассажиров, муниципалитет неоднократно корректировал транспортную схему. Автобус №4 (Горбольница №7 – Силикатный) стал заезжать по ул. Каменской в новый жилой район на ул. Героев Отечества. Маршрут №13 (Вокзал – Силикатный) обеспечил доступность взрослых поликлиник №1, 2, 3 и детской на ул. Калинина. Изменена для удобства пассажиров и схема движения по межмуниципальному маршруту №203 (Мирный – Каменск-Уральский – Брод).
Но главная проблема пассажироперевозок – нерегулярность движения. На самых проблемных маршрутах – №2 и №16 –в рейс выходит зачастую лишь половина автобусов. Не хватает водителей, неисправен транспорт.
- «ТехноПром» после нескольких совещаний сдержал слово и вернул на маршруты три автобуса, которые отвлекал по договору с КУМЗом на перевозку заводчан утром и вечером, - сообщил позитивную новость Владимир Горенков.
МУП не глуп
Озадачившись поиском принципиального решения транспортной проблемы, первый заместитель главы города Владимир Горенков вместе с коллегами-управленцами съездил в июле в Нижний Тагил. Как выяснилось, там в свое время муниципальная власть избавилась от автобусного предприятия так же, как Каменск отказался от троллейбусов. Однако протяженность городской территории заставила Тагил сохранить трамвай - несмотря на высокие затраты по содержанию контактной сети и рельсового хозяйства.
- Сохранить неприбыльный трамвай позволило муниципальное унитарное предприятие (МУП). В рамках МУПа трамвайное хозяйство финансируется без конкурсов. Полтора года назад Нижний Тагил вернул в город автобус, создав на базе МУПа подразделение пассажирских автобусных перевозок, - рассказал Владимир Горенков.
Первый заместитель мэра побывал в трамвайном депо и диспетчерской службе, вник в экономику пассажирских перевозок и организацию труда в транспортном предприятии.
- Административная надстройка довольно велика. Но она обеспечивает не только управление, безопасность движения, выпуск водителей и транспорта на маршруты, материальное снабжение и бухгалтерию. На МУП возложено содержание остановок, уборка трамвайных путей: трава между линиями выкошена под десять сантиметров, - сообщил первый зам главы города.
Владимир Горенков выяснил: наряду с МУП «Тагильский трамвай» в городе работают частные автоперевозчики. Но с точки зрения дисциплины на линиях они не конкуренты муниципальному предприятию. «Тагильский трамвай» обеспечивает регулярность перевозок на уровне 94-99%, частники – от 42 до 66%.
При этом стоимость проезда муниципальным транспортом в Тагиле - 28 рублей. Зарплата водителей - в пределах 70-100 тысяч на руки. Сказываются переработки и работа за кондуктора –в муниципальных автобусах их нет.
Инициативу – в дело
В Нижнем Тагиле представители каменской администрации познакомились также с работой муниципального бюджетного учреждения «Центр организации дорожного движения». Центр сконцентрировал все работы от дорожной разметки и производства дорожных знаков до тотальной цифровизации дорожного трафика и обеспечения безопасности.
- Сегодня по всему Тагилу установлены 787 видеокамер, 126 из них – фискальные, позволяющие выписывать штрафы. К 2026 году муниципалитет планирует довести число камер до тысячи. Видеотехника с распознаванием автомобильных номеров контролирует все перекрестки и сведена на единый диспетчерский пульт. Это позволяет также регулировать фазы светофоров. К круглосуточному наблюдению подключены администрация города, автоинспекция, полиция, другие силовые структуры и службы безопасности, - поделился увиденным в Нижнем Тагиле Владимир Горенков.
Как примерить тагильскую «рубашку» на Каменск? Этим вопросом всерьез задались депутаты думы.
- Главным аргументом в переориентации муниципалитета на работу с частными автопредприятиями в Каменске было стремление уйти от бюджетных затрат на убыточных муниципальных перевозчиков и надежда на эффективность частных подрядчиков. Время показало: эффективность частника – только в его кармане. Ежегодно получая от муниципалитета по контрактам около 50 миллионов рублей, они не дают никаких гарантий. Частнику ничего не стоит заплатить штраф за нарушение контракта и развести руками, а то и вовсе отказаться от взятых обязательств, - констатировал Сергей Гераскин.
Депутат Сергей Чижов подчеркнул: создание муниципального транспортного предприятия – вопрос безопасности Каменска и его жителей. На частника невозможно положиться в критических ситуациях – при возникновении ЧП или какой-нибудь аварии, когда может потребоваться массовая эвакуация населения. Начальник энергоцеха трубного завода отлично знает, насколько важны в таких ситуациях оперативность и слаженность действий власти и всех задействованных структур.
Приняв во внимание аргументы, прозвучавшие на совещании, депутаты единогласно поддержали создание рабочей группы, которой предстоит сформулировать предложения по созданию муниципального транспортного предприятия и подготовить финансовые обоснования. Председатель комитета по городскому хозяйству Александр Кукарин предложил включить в состав группы депутатов из думских комитетов по бюджету и социальной политике, а контроль за депутатской инициативой делегировать председателю думы Валерию Пермякову.
Елена ЖУКОВА,
советник председателя думы городского округа.