Каменск и снег: кто кого?

  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider

 

Депутаты думы намерены добиваться на уровне областной власти увеличения финансирования на содержание и уборку улично-дорожной сети Каменска-Уральского.

 

Все на борьбу со снегом!

 

Приведение заниженного норматива на обслуживание улично-дорожной сети к реалиям жизни и объективным потребностям муниципалитета – один из шагов, которые парламентарии запланировали на заседании комитета по городскому хозяйству. Совещание было созвано в связи с чрезвычайной ситуацией на дорогах и во дворах города из-за аномальных снегопадов.

Прежде чем выслушать руководителей, отвечающих за уборку города от снега, заместители председателя думы Сергей Гераскин и Александр Кукарин, а также депутат Алексей Гаврилин лично оценили ситуацию на магистралях и второстепенных дорогах. Ради объективности парламентарии проконтролировали работу дорожников в дневное и ночное время, выйдя в рейды с первым заместителем главы города Владимиром Горенковым. Полученная информация наряду с вопросами и жалобами каменцев определила направление диалога с руководителями мэрии, отраслевых органов городской администрации и управления городского хозяйства.

- Уборка снега для администрации города сегодня в приоритете. Форсированная работа началась с 26 декабря, когда под руководством главы города был создан штаб, в который вошли руководители всех служб, задействованных в ликвидации последствий неблагоприятных погодных условий. В очистку территории включились не только подрядные организации и управляющие компании, но и промышленные предприятия города – за что им огромное спасибо, - сообщил первый вице-мэр по городскому хозяйству.

Владимир Горенков отметил, что первая волна проблем из-за снегопадов, включая сбои в работе общественного транспорта, - позади. Сегодня город вполне проезжий. Дорожники приступили к обработке второстепенных улиц, расчищаются тротуары, ликвидируется колейность на дорогах – грейдеристы в ночное время снимают наледь и снежный накат. Районные администрации координируют работу по заявкам и обращениям горожан.

 

Тришкин кафтан УГХ

 

Основная ответственность за содержание и уборку улично-дорожной сети Каменска возложена на АО «Горвнешблагоустройство» (ГВБ) и ООО «Семат». Эти подрядные организации заключили муниципальные контракты с управлением городского хозяйства (УГХ). Зона ответственности «Горвнешблагоустройства»: Синарский и Красногорский районы, деревни Кодинка и Малая Кодинка, Новый Завод, Токарева, поселок Госдороги. «Семат» работает в Красногорском районе: поселки Чкалова и Силикатный, деревни Монастырка, Волкова, Красная Звезда.

По контракту ГВБ должно вывезти за год 21500 кубов снега, «Семат» - 1208 кубов. Итого годовой муниципальный заказ – 22708 кубов. Об этом депутатам рассказал Яков Барбицкий, директор управления городского хозяйства. И подчеркнул: на момент совещания (18 января) с улиц города вывезен 28351 кубометр снега. По сути, контрактные обязательства перед муниципалитетом подрядчики уже выполнили.

- По данным метеорологической станции, в декабре 2023 года количество выпавшего снега составило 305,5% от месячной нормы, за 17 дней января этого года – 93,3% от норматива, - акцентировал Яков Барбицкий. – Предварительные расчеты специалистов УГХ позволяют прогнозировать, что минимальный объем вывоза снега с дорог и тротуаров составит за год более 149 тысяч кубов.

Как справиться со снежной бедой, чтобы не вызывать нареканий горожан и надзорных органов? Как соблюсти временные нормативы по уборке территории, учитывая растянутость Каменска и отдаленность двух полигонов для складирования снега (один – за литейным заводом, второй – в районе Волковского кладбища)? По словам директора УГХ, для этого необходимо ежесуточно выпускать на линию более 150 единиц специализированной техники, а также 300 водителей и дорожных рабочих. Однако реальная обеспеченность специализированной снегоуборочной техникой, машинистами механизмов и дорожными рабочими в подрядных организациях несоизмеримо далека от этих цифр.

Предваряя вопросы депутатов, Яков Барбицкий констатировал: без дополнительного финансирования вывоз снега возможен только в ущерб другим видам работ по содержанию и уборке улично-дорожной сети. Например, если сократить цикличность уборки дорог, прекратить пылесосить улицы летом или уменьшить объем запланированных ремонтов.

Понимая, что ронять достигнутый уровень благоустройства в третьем муниципалитете региона непозволительно, директор УГХ принял оперативные меры и выкроил из бюджета управления 10 миллионов рублей. Одновременно Яков Барбицкий направил запрос в отраслевой орган по городскому хозяйству о дополнительном выделении более 37 миллионов. Этих средств должно хватить на вывоз около 150 тысяч кубов снега.

 

Задача №1

 

Вышедший следом на трибуну совещания Владимир Кравченко, начальник отраслевого органа мэрии по городскому хозяйству, продолжил финансовую тему и подчеркнул: 10 миллионов рублей переброшены на уборку снега с не менее важных полномочий УГХ, в том числе – по обеспечению безопасности дорожного движения.

- За последнее время муниципалитет немало сделал, чтобы привести к нормативным требованиям дороги в частном секторе, где не было тротуаров, и пешеходы двигались по обочинам проезжей части. Эта работа продолжается. Но отвлеченные деньги как раз были запланированы, в частности, на ремонт дорог по улице Абрамова и в переулке Санаторный. Эти средства, безусловно, придется восстановить, - отметил Владимир Кравченко.  

Начальник отраслевого органа по городскому хозяйству обратился к депутатам с просьбой на февральском заседании думы поддержать увеличение бюджетного финансирования на расходные полномочия УХГ. Кроме того Владимир Кравченко сформулировал принципиальную проблему, требующую внимания депутатского корпуса и решения думы.

- Областной минфин ввел для муниципалитетов поправочные коэффициенты на содержание автомобильных дорог. Каменску, где годовая потребность составляет около 660 миллионов рублей, определен коэффициент 0,15 от потребности. Коэффициент Екатеринбурга - 0,2. Если областная власть увеличит Каменску коэффициент до такого же уровня, город получит дополнительно 30-40 миллионов. Этого как раз достаточно для вывоза 100-150 тысяч кубометров снега, - сообщил Владимир Кравченко.

 

Дворы, окраины и весна

 

Наряду со снегоочисткой городских магистралей на заседании комитета по городскому хозяйству депутаты проанализировали ситуацию на придомовых территориях.

- Каждый из 1474 многоквартирных домов в Каменске имеет придомовую территорию. Бюджетные средства на их содержание не тратятся, это обязанность собственников жилья. В городе 31 товарищество собственников жилья, - проинформировал Юрий Дегтярев, начальник отраслевого органа мэрии по жилищному хозяйству.

По его словам, обслуживание придомовых территорий организуют 9 управляющих компаний. Сейчас на расчистке снега во дворах задействованы 24 единицы техники и более 200 дворников.

Юрий Дегтярев напомнил, что жилищное законодательство не предусматривает вывоз снега с придомовых территорий – только сдвигание или складирование. Однако из небольших дворов и с подтопляемых весной территорий управляющие компании снег все же вывозят. На дату совещания вывезено 3600 кубометров и 4000 кубов подготовлено для вывоза. Благодаря этому непроезжих дворов в городе практически не осталось.

Но если снегопады продолжатся, ситуация вновь может усугубиться, обратил внимание депутатов глава Синарского района Александр Шилов: на частных территориях снег сдвигать уже некуда, а на вывоз денег нет. Потому что расходы выросли непомерно.

- В Каменске немало отдаленных территорий, таких как Новый Завод или Хозспособ, жителям которых также необходимо добираться до работы и в город по разным нуждам. В обычные зимы дороги туда чистились раз в неделю. Сейчас приходится отправлять технику дважды-трижды в неделю, – рассказал Александр Шилов.

Еще одна головная боль главы района – узкие тротуары на второстепенных дорогах. Запустить технику туда невозможно, для уборки вручную нет рабочих.

- Вручную бригады дорожных рабочих обрабатывают перекрестки, висячие мосты в отдаленных территориях и подходы к ним. Кроме того в Каменске много лестниц, где требуется ручной труд. Есть на территории Синарского района также одноэтажные дома, где придомовая территория идет по отмостке, например, на улице Мичурина. Техника там не проедет, приходится чистить снег вручную, - обрисовал фронт работ Александр Шилов.

Уже сейчас главу района беспокоит грядущая весна. Если она будет такой же бурной, как прошлогодняя, то таяние сугробов на рисковых территориях превратится в бедствие не меньшее, чем снегопады. Эти опасения разделяют директор УГХ Яков Барбицкий и руководитель отраслевого органа по городскому хозяйству Владимир Кравченко.

 

Депутатский чек-лист

 

Почти два часа парламентарии и управленцы обсуждали «горячие точки», спровоцированные снежным форс-мажором. Диапазон вопросов, которые задали депутаты из комитета по городскому хозяйству, не ограничился финансированием снегоуборочных работ и упорядочением движения общественного транспорта. Ольга Новикова обратила внимание на аварийное состояние дороги на улице Дзержинского – от Алюминиевой до магазина «Кировский». Сергей Гераскин попросил дорожников проконтролировать пешеходно-автомобильные зоны вокруг школ: чтобы исключить риски для детей, которые очевидны, например, на дороге по периметру школы №22.

Александр Кукарин и Сергей Кашпар подняли тему автомобилей, припаркованных на дорогах. Речь не только о «подснежниках», брошенных автовладельцами после первых снегопадов. Серьезные проблемы создает транспорт, припаркованный на дорогах с односторонним движением, как, например, на улице Каменской в Южном районе.  

Владимир Кравченко ответил, что установка дорожных знаков, регулирующих парковку на дорогах, обсуждалась лет пять назад. Специалисты УГХ даже подсчитали расходы на оборудование знаками проспекта Победы, улиц Алюминиевая, Каменская, Суворова и других. Получилось около 30 миллионов рублей. Поэтому знаки остаются пока в проекте организации дорожного движения – до появления финансирования.

Что касается автомобилей-«подснежников» на дорогах общего пользования, осложняющих работу грейдеристов, порядок их эвакуации разработан правительством области. Некоторые муниципалитеты его приняли к исполнению и нажили тем самым новые проблемы.

- Для эвакуации транспорта необходимо оборудовать место его хранения. Это должна быть муниципальная территория - охраняемая, с видеокамерами. Транспортировкой автомобилей может заниматься только специальная организация. Для признания транспорта бесхозяйным также требуется специальная комиссия, которая будет составлять соответствующие акты и неукоснительно выполнять все процедуры вплоть до реализации транспорта на торгах, - пояснил Владимир Кравченко.

При этом начальник отраслевого органа рассказал, что возможности борьбы с нарушителями этим не ограничиваются. В Свердловской области действует порядок по временному ограничению и прекращению движения транспортных средств. Этот документ при соблюдении определенных условий позволяет устанавливать дорожный знак «Остановка/стоянка запрещена» и вывозить автомобиль не на муниципальную, а на штрафную стоянку.

Руководители органов местного самоуправления и УГХ без обиняков ответили на все вопросы депутатов, в том числе о графике уборки улиц и контроле за подрядчиками на вывозке снега.

- Заседание показало, что наш город сильнее чрезвычайных обстоятельств. Потому что на уборке улиц работают местные подрядчики. Они уже перевыполнили объем контракта, но продолжают чистить город в надежде, что УГХ и муниципалитет так же добросовестно выполнят свои финансовые обязательства. Будь на их месте иногородние подрядчики, не известно, чем бы обернулся снежный коллапс, - резюмировал Сергей Гераскин. - Как бы то ни было, вопрос о финансировании снегоуборки необходимо решать принципиально. В ближайшее время комитет по городскому хозяйству проведет совместное заседание с думским комитетом по экономической политике, посоветуемся с финансистами городской администрации. И если потребуется решение думы, вынесем предложения на рассмотрение всего депутатского корпуса. Каменску необходимо увеличить норматив на содержание и уборку улично-дорожной сети. Вот уже несколько лет подряд муниципалитет ежегодно инвестирует по 400 миллионов в ремонты и строительство дорог. Неужели не добьемся 30 миллионов, чтобы сохранить их?   

Солидарен с коллегой и председатель комитета по городскому хозяйству Александр Кукарин. Парламентарий отметил, что администрация города неоднократно обращалась в областное правительство по поводу увеличения норматива на уборку дорог.

- В этом году природный форс-мажор заставляет депутатов думы тоже форсировать административно-финансовые барьеры. После подготовки документов, обосновывающих запрос на увеличение норматива Каменску, подключим к решению вопроса наших депутатов в областном Заксобрании. У нас сильная депутатская вертикаль, уверен, результат будет, - подчеркнул Александр Кукарин.

Одновременно парламентарии берут под контроль подготовку жилищно-коммунальной инфраструктуры к весеннему таянию снега. На одном из ближайших заседаний депутаты комитата по городскому хозяйства планируют проанализировать состояние ливневой канализации.

 

Елена ЖУКОВА,

советник председателя думы городского округа.

 

Фото Александра Некрасова.