Позиция

Говорим «выборы», подразумеваем: перезагрузка

 

Депутаты областного парламента на заседании 6 июня приняли историческое решение – вернули всенародные выборы губернатора, они состоятся 10 сентября.

Об особенностях грядущей избирательной кампании и связанных с ней ожиданиях рассказывает вице-спикер Заксобрания Виктор Якимов.

- Виктор Васильевич, вам довелось работать со всеми главами региона: Эдуардом Росселем, Александром Мишариным, Евгением Куйвашевым. Но горнило выборов из них прошел только Россель. Помните эти кампании?

- Последний раз жители Свердловской области выбирали губернатора 14 лет назад. Выборы в 2003 году стали третьей кампанией Эдуарда Росселя. Первый раз он баллотировался в августе 1995 года, будучи председателем областной Думы. Кампания была невероятно напряженной. Это были первые выборы губернатора, и за пост главы региона на них боролись 9 кандидатов. Конкуренты у Эдуарда Эргартовича подобрались серьезные: глава областной администрации Алексей Страхов, его заместитель Валерий Трушников, бизнесмены Малик Гайсин и Евгений Зяблицев. Победу Росселю принесла идея сделать Свердловскую область самостоятельной Уральской республикой.

На следующих выборах в 1999 и 2003 годах число участников выборного марафона сократилось, но накал – не снизился. Как и первая кампания, последующие тоже проходили в два тура. На финише соперниками Росселя были известные политики Александр Бурков и Антон Баков.

- Судя по всему, нынче такой борьбы ждать не приходится? Не всем кадидатам будет по силам пройти муниципальный фильтр.

- Да, это новшество выборов-2017. Чтобы фамилия претендента на губернаторское кресло попала в избирательный бюллетень, его должны поддержать мэры и депутаты муниципалитетов. Надо набрать 7,9% или 126 голосов. Учитывая, что в Свердловской области около 1500 депутатов, они могут поддержать до 10 кандидатов. Но проблема в том, что подписи в поддержку необходимо собрать не в одном-трех городах области. Установленная законном норма - не менее чем три четверти муниципалитетов региона, то есть минимум 55 муниципалитетов из 94.

Тем не менее кандидаты в губернаторы уже заявляются, своих представителей выдвигают все парламентские партии. А выборная борьба всегда драматична и непредсказуема.

- Пока слышно только Евгения Куйвашева, который в статусе временно исполняющего обязанности губернатора обсуждает предвыборную программу «Пятилетка развития» в разных аудиториях. В рамках предварительного партийного голосования он объехал всю область. А буквально в субботу документ приняли единороссы на партийной конференции, где и выдвинули губернатора кандидатом на выборы.

- Могу добавить, что основные тезисы программы Евгений Владимирович прокомментировал и на заседании в Заксобрании, а также на последнем совещании областного совета спикеров. Я был на всех встречах, они проходили очень заинтересованно. Участники не только задавали вопросы, но и выступали со своими предложениями в программу развития региона.

И это самое главное: заинтересованность людей, а не автор документа. Календарь выборов рано или поздно предъявит нам новых кандидатов – будем так же обсуждать их программы, критиковать и дополнять. Но голосование – это не просто демократическое решение жителей, кто будет руководить областью ближайшие пять лет. Выборы – возможность изменить ситуацию к лучшему. И у каждого жителя области есть шанс стать автором перемен.    

- Виктор Васильевич, у вас уже есть предложения в губернаторскую программу?

- Первым делом в перенастройке нуждаются межбюджетные отношения. Региональная власть заинтересована создать муниципалитетам условия, мотивирующие и стимулирующие зарабатывать, а не ждать с протянутой рукой дотации и субвенции.

- Как изменить межбюджетные отношения, чтобы и «волки» региональной казны были сыты и муниципальные «овцы» целы?

- Надо вернуться к системе конца 90-ых годов и начала 2000-х. Тогда регуляторами отношений между уровнями власти были налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. Если предприятия Каменска обеспечивали налоги сверх плана, местный бюджет получал свою долю сверхприбыли. Эту прибавку муниципалитет направлял на решение самых насущных проблем.

- От кого зависит реформа?

- Межбюджетный процесс регулируется законодательно. Как правило, такие законодательные инициативы вносят на рассмотрение в Заксобрание  правительство или губернатор.

- Депутаты Заксобрания поддержат модернизацию межбюджетных отношений? Ведь речь идет о реформе, которая сократит поступления в региональную казну.

- Сегодня бюджет области наполовину раздается муниципалитетам. Каменск, к примеру, в прошлом году обеспечил лишь 27% собственных доходов, остальное – субвенции, субсидии и другие межбюджетные трансферты.

Налоговая мотивация территорий и хозяйствующих в них субъектов сократит потребность местного самоуправления в донорских финансах и одновременно обеспечит интересы консолидированного бюджета региона.

- Но в основе любых сверхналогов – экономическое благополучие. Каково самочувствие Свердловской области накануне политической перезагрузки?

- Региональный валовый продукт – на уровне 2 трлн руб. Казалось бы, цифра впечатляет. Но поделите ее на численность населения, которая чуть больше 4 млн человек. Получается, каждый житель области обеспечил в среднем 500 тыс. в год. Этого даже на достойную зарплату не хватает. Сегодня мы работаем хуже, чем во времена Советского Союза. В промышленности держатся трубники и металлурги, остальные отрасли загружены намного ниже прежнего уровня.

Нужны прорывные проекты. Особенно, если учесть предупреждения президента о сокращении вооружений и о том, что оборонке предстоит переходить на выпуск гражданской продукции.

В свое время подобная цель была поставлена перед группой «Синара». И в 2013 году предприятие «Уральские локомотивы» начало выпускать в Верхней Пышме скоростные электропоезда «Ласточка». Сейчас стоит вопрос о производстве отечественного пропашного трактора, целой линейки востребованной сельхозтехники. Опытный образец трактора был сделан на «Уралвагонзаводе» в Нижнем Тагиле. Но проект застопорился. Конкурентоспособность такого производства в немалой степени определяется поддержкой государства, льготным кредитованием потребителей.

Пока селяне работают на импортной технике. Но потенциал села огромен, как и других отраслей Свердловской области. Поэтому региону, в самом деле, необходим импульс, нужна прорывная программа развития.

- Евгений Куйвашев предлагает строить ее на основе соответствующих муниципальных программ. Города области получили задание до конца 2017 года сформировать свои пятилетние планы развития.

- Это побуждает муниципалитеты «пошевелить мозгами», выявить преимущества каждой территории и на их основе строить современную стратегию продвижения вперед. Но надо помнить, что любая программа: хоть региона, хоть отдельного города – успешна только там, где нет иждивенчества, где власть и население вместе стремятся к успеху.

В прошлом веке общество жило ожиданием обещанного коммунизма: 80-й год, определенный как дата пришествия, неминуемо наступит. Время пришло - коммунизма нет. Зато теперь у нас есть опыт. И грядущие выборы губернатора как инструмент для перенастройки жизни в Свердловской области.  

 

Елена ЖУКОВА

общественное мнение

Геннадий МОИСЕЕВ В общественно-политическую жизнь города я включился в конце 80-х годов и могу сравнивать управленческие системы социализма и рыночного времени, а также оценивать перемены в финансовом механизме муниципальной жизни.